Старый город

 
История города Мамоново
 
Задолго до вторжения рыцарей Тевтонского ордена в земли язычников на холме, расположенном неподалеку от места слияния речек Ярфт (ныне река Витушка) и Банау (ныне река Мамоновка), существовали прусские поселение Свентемест (Священное поселение), основанное в IV-V веках нашей эры, и крепость Светопил (Святая гора). По Христбургскому договору 1249 года между Тевтонским орденом и пруссами в этом месте предусматривалось строительство кирхи. В середине XIII века контроль над поселением неоднократно переходи то к орденцам, то к пруссам. Около 1272 года крестоносцы построили здесь деревянную крепость, подле которой возникло немецкое поселение, получившее в 1301 году статус города с Кульмским правом под названием Хайлигенштадт (Святой город). Первоначальное орденское название города являлось переводом на немецкий язык прусского названия «Свентемест». Около 1344 года название трансформировалось в «Хайлигенбиль», где «билль» происходит от искаженного прусского «пил», в переводе означающего «крепость». Со временем «билль» трансформировалось в немецкое «байль», означающее «секира», «топор». В результате этих языковых метаморфоз получился Хайлигенбайль (Священная секира или Священный топор). Два скрещенных топора (две секиры) стали символом города.
 
Около 1330 года в юго-восточной части города была построена кирха, выполнявшая оборонительные функции. Она имела портал, аналогичный порталу кирхи в замке Бальга. Для защиты города рыцарями Ордена была возведена крепостная стена, остатки которой сохранились до начала XXI века, и вырыт глубокий ров. Речка Ярфт была разделена дамбой на два рукава, что позволило построить водяную мельницу (в настоящее на месте мельницы находится гостиница «У моста»). В 1372 году великий магистр Тевтонского ордена Винрих фон Книпроде основал в Хайлигенбайле Августинский монастырь, просуществовавший до 8 мая 1520 года.
 
В XV веке вокруг Хайлигенбайля были построены около двадцати ветряных мельниц, которые сохранились (в нерабочем состоянии) до первой половины XX века.
 
15 июля 1410 года в войске комтура Тевтонского ордена графа фон Цоллерна, принимавшего участи в Грюнвальдской битве, были отряды из Хайлигенбайля. Флаг одного из этих отрядов долгое время хранился в соборе Кракова в качестве военного трофея.
 
В 1440 году Хайлигенбайль в числе других городов вступил в Прусский союз, направленный против Ордена. В ответ на этот шаг в 1445 году войска Тевтонского ордена заняли город. В 1462 году противники Ордена во главе с Яном Вальдштайном полностью уничтожили городскую деревню, а в следующем, 1463 году, захватили и сожгли сам Хайлигенбайль. В 1464 году орденцы отвоевали Хайлигенбайль, после чего для защиты в нем разместился гарнизон Ливонского отделения Тевтонского ордена. На конец XV века в городе насчитывалось 88 дворов.
 
В 1510 году в Хайлигенбайле состоялось собрание высших чинов Ордена и епископов, на котором был избран последний великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт фон Бранденбург-Ансбахский Гогенцоллерн. В 1519 году в Хайлигенбайле произошел пожар, уничтоживший практически весь город. В 1520 году, во время войны Польши с Орденом, Хайлигенбайль был взят польским войском. Поляки разрушили Августинский монастырь, который из-за недостатка средств так и не был восстановлен. В 1522 году вместо грамоты об основании города, утерянной в ходе войны, были заново документально подтверждены права и владения Хайлигенбайля. 24 ноября 1563 года герцог Альбрехт учредил в Хайлигенбайле приют Святого Георга, которому отошли земли разрушенного поляками монастыря. В 1629 году город сильно пострадал от эпидемии чумы. Во время сильнейшего пожара 1677 года в Хайлигенбайле сгорела вся центральная часть города, включая каменные постройки, школу, кирху и ратушу.
 
В 1709-1710 годах вновь вспыхнула эпидемия чумы, унесшая жизни 1 147 жизней жителей Хайлигенбайля, в городе был объявлен карантин и выставлено оцепление. В 1750 году чума унесла жизни 1 443 горожан.
 
В 1736 году город Хайлигенбайль получил право три раза в год проводить ярмарки, которые были перенесены из Бладиау (ныне поселок Пятидорожное Багратионовского района). Такие хайлигенбайльские товары как изделия из можжевельника, пиво и белый хлеб славились далеко за пределами города.
 
Во время Семилетней войны Хайлигенбайль был занят русской армией, в феврале 1758 года все горожане торжественно присягнули российской императрице Елизавете Петровне.
 
В XVIII и начале XIX века е в Хайлигенбайле проездом бывали многие известные люди: В.В. Растрелли, М.В. Ломоносов, последний гетман Украины К.Г. Разумовский, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, П.Г. Демидов, М.И. Кутузов.
 
Пожар, случившийся в Хайлигенбайле в 1807 году, уничтожил 421 жилое и хозяйственное строение, 12 зернохранилищ, ярмарочные павильоны, ворота и ратушу. Ворота после пожара разобрали, новая ратуша, оштукатуренное здание с крытой сквозной колоннадой, была построена в 1821-1824 годах. С 1819 года Хайлигенбайль стал административным центром одноименного района. В 1826 году город получил прямой выход к дороге на Берлин, в 1853 года был соединен с железнодорожной линией Кенигсберг-Берлин. В 1865 году приют Святого Георга, основанный герцогом Альбрехтом, был размещен во вновь построенном здании. 18 октября 1879 года в Хайлигенбайле была основана сельскохозяйственная школа.
 
Во второй половине XIX века покровителем евангелической приходской кирхи в Хайлигенбайле являлся король Пруссии. Кирха, сооруженная в готическом стиле сразу после основания города, имела размеры около 40 м в длину и 17 м в ширину. С западной стороны находилась башня. В 1788 году кирху частично перестроили и оштукатурили. В 1891 году католическая община возвела свою кирху с красивой башней. Наряду с евангелической и католической кирхами в городе был дом евангелической общины и баптистская капелла.
 
Начиная с середины XIX века до 1914 года, Хайлигенбайль активно развивался. Были построены десятки зданий, в 1887 году - больница (функционирует в начале XXI века), в 1891 году - католическая церковь, в 1885 году - почта, 1910 году - Общественный дом евангелической общины и новая школа. В 1910 году население Хайлигенбайля составлял 4 821 житель. В городе существовало товарищество садоводства и огородничества, которое занималось выведением новых сортов овощей и фруктов, для снабжения города. В 1912 году по средам и субботам в городе проходили еженедельные базары. Город Хайлигенбайль являлся районным центром и входил в состав правительственного округа Кенигсберг. 
 
 

Слово Хайлигенбайль означает «Священная секира»

и немного из истории..

СВЯЩЕННАЯ СЕКИРА.
 
 Неверным жёнам в Хайлигенбайле отрубали головы
 
 
Свою жену отдал гостю
 
Итак, первое поселение на месте Хайлигенбайля-Мамоново возникло ещё в те времена, когда территория Восточной Пруссии принадлежала пруссам. Неподалеку (в районе современной Липовки) располагалось центральное святилище пруссов Ромове-Рикойто. 
 
По преданиям, в ветвях гигантского дуба жили три божества: Перкуно (бог грома, с огненно-красным лицом и чёрной курчавой бородой), Потримпо (бог войны и земледелия), с венком из колосьев на голове, и Патолло (бог смерти) - старец с белыми волосами. Дуб был окружён высоким забором. Приближаться к священному дереву мог только верховный жрец и его помощники. 
Здесь совершались жертвоприношения (иногда - человеческие), а также обряды и праздники. Собравшихся обрызгивали пивом, соединяя таким образом “мир людей” с “миром богов”. Потом мужчины пили пиво из особых ритуальных сосудов и начинали петь и молиться... 
Женщины к священному дубу не подходили и на пушечный выстрел (говоря более поздним языком). Им вообще жилось не очень весело: во время еды им запрещалось садиться за один стол с мужем (или отцом); по воле мужа жена превращалась в наложницу гостя. Именно женщины выполняли основную работу по дому: отвечали за сохранность огня в очаге (накрывая его на ночь специальным сосудом с отверстиями), готовили пищу, пекли хлеб, пряли шерсть, шили одежду, лепили из глины посуду... 
 
Месть за смерть Адальберта
 
Впрочем, если учесть, что пруссы (по свидетельству историков) были голубоглазыми, белокурыми, высокими и стройными... а женщины считались “дефицитным товаром” (как правило, на каждую семью приходилось не более одной дочери - остальные уничтожались сразу после рождения)... то статный голубоглазый блондин доставался практически каждой. А он, в свой черед, задаривал её браслетами, бусами, серьгами из янтаря и металла, обеспечивал мехом бобра, куницы, ласки, добывал ей стекло и монеты для украшений и т.д., и т.п. Да и в постельных утехах, скорей всего, был чертовски силён... 
Впрочем, мы отвлеклись от темы. 
Флаг отряда из Хайлигенбайля, участвовашего в битве при Грюнвальде. 1410 год
Впоследствии основное святилище пруссов (Ромове-Рикойто) неодно-кратно переносилось - после того, как пруссы убили епископа чешской столицы Адальберта, прибывшего к ним в качестве миссионера, а польский князь Болеслав I уничтожил Ромове, мстя за смерть Адальберта. 
Так вот, на пороге Средневековья на холме, неподалеку от места слияния речек Ярфт (Витушка) и Банава (Мамоновка),(“Священное поселение”). возникло поселение под названием “Свентемест” 
Когда в Пруссию вторглись войска Тевтонского ордена, Свентеместу досталось изрядно. Его занимали рыцари - его освобождали от рыцарей в ходе восстания пруссов - его снова отдавали во власть Ордена - и снова отбивали во время другого восстания... 
 
Сжёг на костре своего друга
 
Много их было, гордых и смелых пруссов, которые, может, и “тормозили прогресс” (если считать язычество, за сохранение которого они бились, “отсталым” по сравнению с христианством), но делали это не щадя живота своего. Один такой - Генрих Монте, с детства обласканный рыцарями, получивший образование в Магдебурге (крестоносцы готовили его, принадлежавшего к знатному прусскому роду, к духовной деятельности), возглавил особо мощное восстание. 
 
Неподалеку от Свентеместа он даже принёс в жертву прусским богам захваченного в плен рыцаря Хиршхальса из Магдебурга, своего друга юности. 
Правда, Хиршхальс был выбран для жертвоприношения не по указанию Монте, а словно бы самой Судьбой: жрецы трижды бросали жребий - и трижды он выпадал именно Хиршхальсу. Хотя захвачено в плен было более двадцати крестоносцев. 
Злосчастный рыцарь, сидя верхом на боевом коне, сгорел в пламени ритуального костра... Но это не принесло удачи Генриху Монте: вскоре, в очередном сражении, он был ранен, скрылся в лесу, после долгих скитаний был схвачен крестоносцами, которые всласть поиздевались над ним, а затем повесили на дереве у дороги, ведущей в Кёнигсберг, и уже повешенного пронзили мечом. Так что земля Хайлигенбайля-Мамоново частенько собирала кровавую жатву... 
 
Не могли срубить дуб
 
С 1301 года начинается немецкий период в истории поселения. “Свентемест” в переводе на немецкий звучало как “Хайлигенштетте”. Поэтому, дав поселению городские права, его нарекли “Хайлигенштадт”. 
 
Но прусский язык был ещё жив - как жива была и легенда о священном дубе и о топоре, который будто бы зарыт в священной земле. Так что сначала название трансформировалось в “Хайлигенбиль” (“билль” - искаженное прусское “пил”, т.е. крепость), а позднее вместо “билль” возникло слово “байль”, т.е. секира. В итоге получился Хайлигенбайль, т.е. Священная секира. 
Кстати, о дубе и топоре так писал русский историк Николай Карамзин: 
“Тут возвышался некогда величественный дуб, безмолвный свидетель рождения и смерти многих веков, дуб - священный для древних обитателей сей земли. Под мрачной его тенью обожали они идола Курхо, подносили ему жертвы и славили его в диких своих гимнах. Немецкие рыцари <...> покорив мечом Пруссию, разрушили алтари язычества и на их развалинах воздвигли храм христианства... Долгое время не могли срубить дуба <...> топоры отскакивали от толстой коры его, как от жёсткого алмаза, но, наконец, сыскался один топор, который разрушил очарование, отделив дерево от корня, и в память победительной секиры назвали сие место Хайлигенбайль”. 
По мнению собирателя прусских легенд Каспара Хенненбергера, упомянутый дуб находился там, где сейчас стоит памятник Н.В. Мамонову. По другой версии, он рос на месте, где потом построили церковь. 
 
Ветряные мельницы
 
Пень от срубленного священного дуба и прыгающий на него волк были изображены на первом городском гербе. В XV веке появились перекрещённые секиры (этот символический образ просуществовал на городских печатях вплоть до 1938 года).Герб города Хайлигенбайль Герб района Хайлигенбайль  
Как элемент безопасности города, рыцарями была возведена крепостная стена (её остатки существуют и поныне). За стеной город был окружён глубоким рвом. А поперёк речки Ярфт (Витушки) была насыпана дамба, разделившая речку на два рукава, что позволило построить водяную мельницу (сейчас на её месте гостиница “У моста”). 
В XV веке вокруг города появились ветряные мельницы - десятка два. Одна из них, недалеко от бывшей деревни Томсдорф (ныне не существующей), находилась на высоте 55 метров над уровнем моря. 
С неё открывался прекрасный вид на Хайлигенбайль, а в хорошую погоду можно было рассмотреть башни собора в Фрауенбурге(ныне - польский Фромборк). Кстати, ветряные мельницы сохранились вплоть до 30-40-х годов ХХ века. Правда, по своему прямому назначению они уже не использовались, но ландшафт собой украшали изрядно. 
В качестве “орденского” города Хайлигенбайль жил суровой и скудной жизнью. Горожане (в том числе смирившиеся и обращённые в христианство пруссы) несли воинскую повинность, неоднократно принимали участие в боевых действиях Ордена. 
Вот и 15 июля 1410 года в знаменитой Грюнвальдской битве среди наёмных солдат комтура Ордена графа фон Цоллерна было несколько отрядов из Хайлигенбайля... Фон Цоллерну в финале битвы удалось избежать плена, рядовым воинам такая удача не улыбнулась. Флаг отряда из Хайлигенбайля долгое время хранился в соборе Кракова как один из военных трофеев. 
 
Кровь и пиво 
 
Среди “мирных профессий” особенно ценились ремёсла каменщиков, плотников, стекольщиков, сапожников и пивоваров. Кстати, пиво в Хайлигенбайле считалось не напитком, а... едой. И было подробнейшим образом расписано, кто, когда и в какой очерёдности его варит. 
Интересно, что высокой чести заниматься пивоварением удостаивались лишь избранные горожане, проживавшие в домах на центральной площади города. И только в 1597 году был объявлен новый закон, расширявший круг “допущенных”. 
 
Пиво из Хайлигенбайля пользовалось очень хорошей репутацией далеко за пределами города. Известно, что в XVII-ХVIII веках некоторые польские города были вынуждены запретить ввоз хайлигенбайльского пива, чтобы не допустить разорения собственных пивоваров. 
Особую популярность снискал сорт под названием “Мартовское солёное” - он имел специфический солоновато-терпкий вкус, благодаря повышенному содержанию соли в воде одного из местных колодцев. Иногда хайлигенбайльские пивовары, выясняя, чей напиток лучше, дрались между собой. В общем, здешняя земля не одну сотню лет обильно поливалась кровью... и пивом. 
Нравы в средневековом городе отличались крайней жестокостью. Почти поголовно горожане были неграмотны. К публичным развлечениям, кроме балаганных зрелищ и выступлений странствующих комедиантов, относились... казни, совершаемые на городской площади. Воров - топили, отрезали им уши и пальцы, рубили руки... Неверным жёнам, дважды уличенным в прелюбодеянии, отрубали головы. 
 
Вешали беременных 
 
Девиц, зачавших ребёнка вне законного брака, подвергали порке, а позже - вешали. Как правило, ДО ТОГО, как внебрачный ребёнок являлся на свет. Если только его отец или кто-то из посторонних мужчин, из корыстных целей или по душевному порыву, не успевал “покрыть грех” - то бишь, не женился на “падшей” девушке. В этом случае ребёнку давали родиться, а вот судьба его матери оставалась в подвешенном состоянии. Всё зависело от того, богат ли её заступник, родовит ли он... 
По крайней мере, внебрачные дети знатных рыцарей Тевтонского ордена жили припеваючи в семьях, где роль “отца” доставалась какому-нибудь негордому селянину вместе с солидной приплатой. И перед судом подруги “братьев Христовых” представали нечасто. А, вырастая, дети некоторых рыцарей сами вступали в Орден - их “непорочные” отцы умудрялись выправить им все необходимые бумаги... 
Эпоха Реформации ничем особенным в Хайлигенбайле не “отметилась”. Разве что 24 ноября 1563 года герцог Альбрехт учредил здесь богоугодное заведение - приют Святого Георга. В 1865 году приют “переехал” во вновь построенное здание - теперь это общежитие рыбоконсервного комбината, или Торговый дом. 
Во время Тридцатилетней войны Хайлигенбайль пятьдесят лет (!) находился под шведской оккупацией. В это же время житель города Андреас фон Крейтцен сумел выдвинуться... в ландхофмайстеры Пруссии! Вроде бы он оказал какую-то услугу польскому королю Владиславу IV, а тот, в порядке ответной любезности, взял его под своё покровительство. 
 
Деньги в чашках с уксусом 
 
В 1677 году Хайлигенбайль сильно пострадал от пожара. Сгорела вся центральная часть города, включая каменные постройки, школу и ратушу. От церкви осталась фактически только коробка. Её восстанавливали более тридцати лет и закончили работы только к 1709 году - “чёрному” году, когда в городе в очередной раз началась эпидемия чумы (до этого особенно “чёрными” годами были 1514-й и 1629-й). 
Предшествовавший неурожай, голод и необычайно холодная зима увеличили масштаб трагедии: чума унесла 1.147 человеческих жизней. Город был закрыт, оцеплен. Заражённые дома сжигались дотла. Жителей, не желавших соблюдать карантин, вздергивали на виселицах. День и ночь на улицах горели костры из можжевельника, чтобы “забить” трупный запах. 
В торговых заведениях покупатели клали деньги в чашки с уксусом - оттуда их потом забирали продавцы. Специальные команды собирали на улицах мёртвые тела и на телегах, обвешанных колокольчиками, везли на кладбище - хоронить в общих могилах, под слоем негашеной извести. 
При отпевании мёртвых колокол в церкви не звонил: запретили. Чтобы не увеличивать страх живых беспрерывным тоскливым звоном. Но! Всё это время из чумного города... вывозились за границу тонны пива! Так велики были известность и притягательность производимого здесь напитка. 
Кстати, тогда же в Хайлигенбайле открылась первая аптека. 
 
Двуглавый орёл и... чай 
 
После опустошительной эпидемии чумы король Пруссии пригласил в Хайлигенбайль (и на другие обезлюдевшие территории Восточной Пруссии) колонистов. Французы, голландцы, австрийцы, представители других национальностей - все они охотно оседали в здешних краях. Забавно, что всяческая помощь переселенцам оказывалась на основании Потсдамского указа от 29 октября 1684 года (так что Потсдамская конференция 1945 года, давшая старт ДРУГИМ переселенцам, была, в каком-то смысле, не первой). Им выдавались пособия на проезд, проводники и путевые указания. 
 
 
В XVIII веке через Хайлигенбайль проезжали многие знаменитости. Здесь побывал архитектор Растрелли - будущий создатель Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Здесь были М.В. Ломоносов и будущий президент Академии наук России, последний гетман Украины Кирилл Разумовский... 
В 1736 году город получил, как привилегию, право на проведение ярмарки. Особым спросом пользовались изделия местных столяров и токарей по дереву - детские деревянные игрушки, курительные трубки, миниатюрные копии предметов быта. 
...Потом было много всякого. В Семилетнюю войну Хайлигенбайль под звон колоколов и бой барабанов раскрыл ворота для русской армии, а в феврале 1758 года все жители торжественно присягнули императрице Елизавете Петровне. Прусские гербы во всех официальных местах были заменены на российского двуглавого орла - многие жители вывешивали орла и над дверями своих домов, чтобы защитить своё имущество именем императрицы. 
Кстати, тогда же жители Хайлигенбайля (как и других городов Восточной Пруссии) впервые попробовали... чай. 
 
Радищев и Кутузов 
 
Потом, как известно, был недолгий период мира (умерла Елизавета, а её “царственный наследник” Пётр III, немецкий принц Карл Пётр Ульрих, добровольно вернул прусскому королю завоёванные территории). В Хайлигенбайле побывали Радищев, Фонвизин, уральский горнозаводчик (олигарх, как сказали бы сегодня) Демидов, М. Кутузов... 
 
В период наполеоновских войн население Хайлигенбайля собирало для русской армии продовольствие, обувь, одежду - а в 1813 году жители вступали в армию сами, создавая отряды ополчения... 
Вторая половина XIX века и ХХ век - по 1914 год - вошли в историю города как самое, пожалуй, сытое и благополучное время. Хайлигенбайль активно развивался. Были построены десятки зданий, в том числе почта, больница (функционирующая в этом качестве и поныне), школа... В городе появилась собственная газета (её последний номер вышел 18 марта 1945 года). 
В ходе Первой мировой войны Хайлигенбайль не пострадал. Правда, в него ринулся поток беженцев... И через него прогнали 70.000 домашних животных, эвакуируемых в центральную часть Германии. А из 600 горожан, призванных в армию за четыре года войны, 75 не вернулись. На новом евангелическом кладбище был воздвигнут мемориал - в том числе, на братской могиле двенадцати российских солдат (пленных, умерших от ран). 
 
“Котёл” и 16 героев 
 
В период Веймарской республики население Хайлигенбайля составило 5.178 человек. В городе появилось электричество и была проведена канализация. Так же, как ещё одна из “примет цивилизации”, в Хайлигенбайле был построен кинотеатр - неподалеку от мельницы. Только за один год в нём было продано 33.576 билетов! (До этого фильмы показывались эпизодически, в помещении пивоварни.) Но... наступали новые времена. К власти пришёл Адольф Гитлер. В 1936 году - впервые за 103 года - в Хайлигенбайль вступили подразделения военного гарнизона, который был расквартирован в спешно выстроенных казармах. Кстати, батальон из Хайлигенбайля закончил свой путь в “котле” под Сталинградом... А впереди был Хайлигенбайльский “котёл”! Последний опорный пункт обороны немцев на побережье залива Фришес-Хафф... 
Город, укреплённый со всех сторон, из “неприступной твердыни” (как задумывалось) превратился в общую могилу: более 160.000 солдат и офицеров вермахта угодили в “котёл”... Только в плен было взято 46.000 человек! 
16 званий Героя Советского Союза было присвоено особо отличившимся в боях, а 25 марта 1945 года Москва салютовала участникам штурма Хайлигенбайля двенадцатью артиллерийскими залпами из 124 орудий. 
Город представлял собой дымящиеся пепелища, огромные воронки и груды кирпича. Сохранилось очень немногое. Кстати, Н. Мамонов, в честь которого город назван, погиб не здесь, а в Польше - но в те дни, когда его полк штурмовал Кёнигсберг, вышел Указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза... И уже позже, после окончания боев, останки командира геройского полка перевезли в Хайлигенбайль и перезахоронили. 
 
После войны судьба Мамоново складывалась вполне типично. Территория, ставшая приграничной, была объявлена закрытой. 
Железнодорожного и автобусного сообщения с Калининградом долго не было. Правда, в городе была создана школа усовершенствования кадров командного плавсостава и специалистов рыбной промышленности. А на рыбоконсервном комбинате (градообразующем предприятии) наладили выпуск шпрот на экспорт. Сейчас об этом напоминает только памятник шпротам - “консервная банка” напротив Дома культуры. 
 
 
У нас есть рабочие места: рыбоконсервный комбинат, “Шокомастер” (шоколадное производство), мебельная фабрика, агроферма по выращиванию норки, магазины потребительского общества... Запущен новый завод - по производству детского питания “Hipp”, есть завод по производству клейких лент, строится терминал по перевалке грузов, завершается реконструкция погранперехода... 
 
Мы включены в “Энциклопедию самых благоустроенных городов России” - и люди действительно стали следить за тем, как выглядят их дома, палисадники. На территории бывшего военного городка создан жилой комплекс “Адмирал” - казармы, стоявшие в жутком виде, перестраиваются под стильное, комфортабельное жильё... 
У нас активная молодёжь. Действует молодёжный и подростковый клуб, недавно проводились выборы “дублера мэра” от молодежного правительства. У нас впервые за многие годы смертность снизилась, а рождаемость выросла... 
 
 
В общем, Мамоново, с его свежевыкрашенными фасадами домов, огромным ухоженным парком, в котором сохранились кресты немецким воинам, павшим в первую мировую - рядом с православным крестом русским воинам и мемориалом, установленным шесть лет назад тем, кто погиб в Хайлигенбайльском котле... Мамоново, с булыжными мостовыми (вместо “дырявого” советского асфальта), аккуратными клумбами, чистенькими крышами - редкий пример того, как сегодняшний провинциальный городок может быть похож... на себя самого, на немецкой открытке. 
 

 

 

 
 
 
 
 
 
 

Хайлигенбайльский котел 1945 

 
 
 
 
 

Тема: Старый город

Создание и продвижение сайтов

Дата: 22.05.2024 | От: Billyjache

Создание сайтов - это очень важный процесс для любого бизнеса. Веб сайт является лицом компании и помогает привлекать новых клиентов. Сайт может содержать информацию о компании, ее услугах и продуктах.
Создание сайта начинается с разработки дизайна. Дизайн должен быть привлекательным и полезным для пользователей. Затем создается структура сайта. На этом этапе определяется количество страниц на сайте и их расположение. Затем происходит программирование сайта. Программисты пишут код, который позволяет сайту работать. Затем сайт тестируется и отлаживается.
После того, как сайт создан, его необходимо продвигать. Для этого используются различные методы, такие как SEO, контекстная реклама, социальные сети и другие. Продвижение сайта помогает привлечь больше посетителей и увеличить продажи товаров или услуг компании.
В заключение,
– это сложный и трудоемкий процесс, требующий профессионального подхода и знаний в области веб-разработки. Однако, благодаря современным технологиям и инструментам, даже небольшие компании и индивидуальные предприниматели могут создавать качественные и функциональные сайты.

Типография Вестфалика Казань

Дата: 25.10.2020 | От: ThomasBiz

Давно искала качественную и дешевую типографию , наконец я её нашла !
Возможно Вам кому то понадобится имейте ввиду
[url=https://print-west.ru/predstavitelskaya-produktsiya/] представительская продукция в казани [/url]
Данный веб сайт типография вестфалика казань мне понравился очень отличным . Всего наилучшего рекомендую !

Монтаж заборов и ограждений в Казани.

Дата: 19.10.2020 | От: Julianobsek

Заказ делали в конце декабря, установка была в апреле. В цене получилось и вправду немного сэкономить, даже на бюджетном варианте
[url=https://vsem-zabor.ru/zabor-iz-rabitsy/]забор из рабицы[/url]. На участке стало не так ветрено, закрыта территория от глаз соседей, чего в первую очередь и хотели. Может скромно вышло, но меня устраивает. Работники хорошие, конфликтных ситуаций не было. Всем рекомендую.

Лучшие семинары личностного роста для мужчин и женщин

Дата: 13.10.2020 | От: Keithles

Аудиомедитации данного веб сайта дают уникальный оздоравливающий эффект для души и тела, и если слушать аудиокурс -
[url=https://silva.ru.com/vlastelin-sebja/]властелин себя[/url] регулярно, то откроются скрытые внутренние возможности по укреплению здоровья и духа, появится душевный комфорт и разрешатся проблемы. Всё, что для этого нужно - включить сеанс для прослушивания.Позвольте себе быть счастливым!
Мне этот интернет-сайт и аудиокурсы показались отличными. Всего хорошего !

Курс открытие финансового потока

Дата: 20.09.2020 | От: Georgeger

Благодарю, SunGates центр за столь нужный, своевременный, расширяющий сознание вебинар
[url=https://sungateschool.com/product/vebinar-schaste-posle-razvoda/] родовая карма [/url] Трансформационные процессы , протекающие в моем теле и сознании просто грандиозные ! Отдельные пазлы знаний и ощущений с каждым семинаром собираются в целостную картину и выводят мое сознание на новый уровень… Душа становится более целостной … События , происходящие в моей жизни приносят только радость и ощущение бесконечного творения своей реальности ! На энергии благодарности и любви ! С благодарностью Инга .

Про пруссов у вас инфо от католиков.

Дата: 14.10.2017 | От: Константин

У вас очень хорошая историческая информационная подборка . Единственно что у вас не правильно - это про прусов ! Кстати прусы- это и были поморские русы ! А у русов не было семейной проституции . Это церковный поклёп на нас . Сами это понимаете . А так ... у вас хорошая информация . Спасибо .

Записи: 1 - 6 из 6

Новый комментарий